Якорь. Символ, история, виды, легенды.

Якорь. Символ, история, виды, легенды.

Почему якорь так называется?
Русское слово «якорь» трансформировалось от древнерусского «анкура», которое, в свою очередь, перекочевало из древнегреческого. В общем-то оттуда оно пришло и в другие европейские языки. 
По-английски якорь называется anchor (энкор), по-итальянски – аnсоrа (анкора), по-французски – ancre (анкэр), по-немецки – anker (анкер) и т.д. 
Корень «анк» дословно переводится как «крюк», «кривой» или «изогнутый». То есть слово «анкура» или «якорь» обозначает «имеющий кривизну» или «имеющий изогнутость».

Для чего нужны якоря?

До изобретения парового двигателя якоря были нужны не только для того, чтобы удерживать судно на месте. Специальные якоря (верпы) помогали снимать корабль с мели и были единственным способом передвигаться по рекам против течения в безветренную погоду.

Современные якоря в зависимости от назначения делятся на 4 типа: 
1. Становые якоря нужны непосредственно для удержания судна на стоянке. Они располагаются в носовой части судна. Вес становых якорей может достигать 30 тонн: такими закрепляют огромные авианосцы.
2. Вспомогательные якоря располагаются на корме и предназначены для предотвращения разворота судна, которое стоит на становом якоре.
3. «Мёртвые» якоря закрепляют плавучие объекты для длительного удержания на одном месте (маяки, буи, буровые суда). 
4. Завозы служат для удержания специализированных плавучих средств (например, судна технического флота для дноуглубительных работ или добычи ископаемых). 

Ликбез: конструкция якоря

Прежде чем окунуться с головой в увлекательнейшую историю якоря и разобраться в их многообразии, нужно освоить немного теории. Это легко! 
Из чего же состоит якорь?
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/1.jpg
Условно всю конструкцию можно разделить на 4 функциональные части:
1. Веретено - основа всей конструкции. 
2. Рым (кольцо) и скоба обеспечивают крепление якоря к якорной цепи или канату.
3. Рога отвечают за «зарывание» и удержание в грунте. Рога заканчиваются лапами. Острие лапы называется носок. Рога крепятся на веретене двумя способами: неподвижно (тренд) или на шарнире в коробке. 
4. Шток присутствует в конструкции лишь некоторых видов якорей. Его роль – перевернуть якорь на дне сразу после погружения. Это нужно, чтобы рога якоря не легли на дно горизонтально: иначе они не смогут зацепиться за грунт. Шток расположен перпендикулярно веретену и рогам.

История якоря

История якоря намного длиннее, глубже и интереснее, чем можно себе представить. Дело в том, что независимо друг от друга разные цивилизации по-разному решали насущный вопрос – как закрепить судно на воде. 
Предлагаем краткую хронологию важных событий в истории якоря:

1. Якорный камень.
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/2.jpg
Первым якорем в истории был камень с привязанной к нему лианой (а позже – верёвкой). Со временем закономерно появился ряд усовершенствований:
1) Жёлоб в камне, чтобы не соскальзывала верёвка.
2) Отверстия в камне для этих же целей.
3) Плетёные корзины, сети, мешки, колоды, в которые нагружали нужное количество мелких камней в зависимости от силы ветра и течения. 
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/3.jpg
4) Дополнительные отверстия в камне, сквозь которые пропускали деревянные колья, заостренные с двух сторон. Под действием веса камня эти колья зацеплялись за грунт, увеличивая держащую силу якорного камня.
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/4.png
Разные народы мира изобрели и много других вариаций первого якоря.

2. Деревянный однорогий якорь. 
По сути, это были деревянные крюки, которые делали из твердых, тонущих в воде пород дерева. Такие якоря держали судна значительно надёжнее, чем все разновидности якорных камней. Но была одна проблема: однорогий якорь иногда ложился плашмя и не зацеплялся за грунт. Так появилась должность «якорный ныряльщик»: он должен был нырнуть вслед за якорем и направить якорь рогом в грунт. 
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/5.jpg
3. Двурогий якорь со штоком. 
«Якорный ныряльщик» мог быть полезен лишь на небольшой глубине. Поэтому нужно было, чтобы якорь под действием силы тяги каната сам зацеплялся за грунт. Тогда якорь приобрёл конструкцию, которая считается классической до сих пор: веретено, 2 рога и шток. Также были распространены комбинированные якоря - деревянные с каменными штоками. 
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/6.png

4. Железный якорь. 
С развитием кузнечного мастерства появились железные якоря, которые стали ещё надёжнее. Такой якорь сохранял классическую форму, достигнутую инженерной мыслью предыдущего исторического этапа. Якорь стал одним из базовых изделий мастеров кузнечного дела наряду с мечом, топором, плугом.
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/7.jpg
5. Классический якорь с лапами. 
На этом этапе у якоря появились лапы, которые облегчали вхождение рогов в грунт. Так якорь приобрёл свой окончательный, классический, привычный нам вид, который не менялся на протяжении многих столетий.
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/8.png

А теперь самый удивительный факт: все описанные метаморфозы, произошедшие с конструкцией якоря, произошли ещё до нашей эры! До середины XIX века глобальных изменений в эволюции якоря не произошло. 

Виды якорей

Более 5000 видов якорей известно на сегодняшний день в мире. Столько патентов и авторских свидетельств на усовершенствование якоря выдано за всю историю. 
Классический якорь именуется «адмиралтейским». Своё название он получил в 1821 году, когда был одобрен Британским Адмиралтейством для использования во флоте. Он прочно удерживает судно на месте. Но очень громоздкий: его опасно подвешивать у борта, поэтому необходимо снимать шток и переваливать через борт. К тому же, если меняется направление течения или ветра, цепь может намотаться на лапу, а якорь - сорваться.
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/9.jpg
Из-за несовершенства конструкции адмиралтейского якоря стали появляться всё новые модернизации этого важного устройства. Разработчики двигались в нескольких направлениях: 
1. Разборный якорь: для удобства хранения и эксплуатации.
2. Якорь с качающимися рогами: для увеличения держащей силы и облегчения вхождения в грунт.
3. Попытки убрать шток: для удобства хранения и эксплуатации.
4. Изменение формы, длины и расположения лап: для облегчения «зарывания» в грунт, увеличения держащей силы, соответствия разным типам грунтов.

Одним из самых известных якорей альтернативной конструкции стал якорь Холла – с плоскими качающимися лапами. Он славится быстротой «забирания» грунта. Но при этом недостаточно прочно держит судно в разнородном грунте. 
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/10.jpg
А якорь Дэнфорта имеет плоские лапы, которые находятся близко к веретену, а шток располагается в нижней части. С таким якорем судно надежно закрепляется в нетвёрдых грунтах, даже если его разворачивает на 360°.
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/11.jpg
В судоходстве используется много видов якорей, названных в честь их создателей.
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/12.png
Есть и другие любопытные конструкции якорей. 
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/13.jpg
Существуют даже плавучие якоря, которые удерживают судно носом к ветру, не давая стихии его развернуть лагом (боком) к волне и прибить к берегу.
http://xn--80abnayekonfgcm7p.xn--p1ai/images/upload/14.jpg

Что символизирует якорь?

Символом якоря часто украшали монеты, медали, гербы. Римские императоры, русские князья, моряки, первооткрыватели придавали изображению якоря большой смысл. Вот основные значения:

- Символ надежды. Древние мореплаватели считали море царством тьмы и неизвестности. Именно якорь часто спасал их жизни. Поэтому они в прямом смысле слова доверяли ему свою судьбу. Изготовление каждого экземпляра заканчивалось пышным обрядом. А когда приходило время воспользоваться якорем, его не бросали, а бережно опускали. В латинском языке сохранилось древнее выражение: «Sacram anchoram solvere», что дословно обозначает «Спастись священным якорем», то есть избежать неминуемой гибели.

- Символ мореплавания, дальних странствий, путешествий, морской торговли.

- Символ радости возвращения на родину после долгих и тяжелых скитаний на чужбине.

- Символ стабильности, спокойствия и безопасности.

- Символ стойкости и умения противостоять встречным ветрам, течениям, страшным бурям, непредсказуемой стихии и не сбиться с намеченного пути.

***
Подытоживая значимость якоря в истории мореплавания и его символическом значении, приведём слова английского классика и капитана кораблей Джозефа Конрада:

«Нет другого предмета, столь несоразмерно малого 
по сравнению с выполняемой им огромной задачей!»

21.03.2017

Написать в WhatsApp